Главная | Introduction | Articles | Gallery | FAQ | New Zealand Stories | Practice

 

...................................................................................................

В ПОСЛЕДНЕЕ время стало слышно очень много вопросов про ДИНАМИКИ и САБВУФЕРЫ. Подавляющее большинство ответов можно получить на первых трех страницах любой книги, написанной профессионалами. Материал адресован в первую очередь начинающим, ленивым и сельским самодельщикам, подготовлен на основе книг И.А.Алдошиной, В.К.Иоффе, отчасти Эфрусси, журнальных публикаций в Wireless Worrld, Аудио Магазине и (немного) личного опыта. HЕ использовалась информация из Интернета и ФИДОнета. Материал никоим образом не претендует на полноту освещения проблемы, а представляет собой попытку объяснить на пальцах азы акустики. Чаще всего вопрос звучит примерно так: "нашел динамик, что с ним делать?", или "Товарищч, а говорят такие сабвуферы бывают:".

ЗДЕСЬ мы рассмотрим только один вариант решения этой проблемы: По имеющемуся динамику сделать ящик , с оптимальными параметрами на HЧ, насколько это возможно. Этот вариант сильно отличается от задачи заводского конструктора-натянуть нижнюю частоту системы до необходимой по ТУ величины.

Железный Шихман(?)

Содержание

...................................................................................................


Нашел по случаю большой динамик без опознавательных знаков. Как узнать, можно ли сделать из него сабвуфер?
НУЖНО измерить его T/S параметры. На основании этих данных принимать решение о виде НЧ оформления.

 

up of this chapter     up of this page

Что такое T/S параметры?
МИНИМАЛЬНЫЙ набор параметров для расчета НЧ оформления, предложенный Тиллем и Смоллом.
Fs -резонансная частота динамика без оформления
Qts- полная добротность динамика
Vas- эквивалентный объем динамика.

 

up of this chapter     up of this page

Как измерить T/S параметры?
ДЛЯ этого нужно собрать схему из генератора, вольтметра, резистора и исследуемого динамика. Динамик подключается к выходу генератора с выходным напряжением несколько вольт через резистор сопротивлением порядка 1 кОм.

1. Снимаем V(F)=АЧХ сопротивления динамика в области резонанса. Динамик должен во время этого измерения находиться в свободном пространстве(вдали от отражающих поверхностей). Hаходим сопротивление динамика на постянном токе (пригодится), записываем частоту резонанса в воздухе Fs (это та частота, на которой показания вольтметра максимальны :) , показания вольтметра Uo на минимальной частоте (ну к примеру 10 Гц) и Um на частоте резонанса Fs.

2. Hаходим частоты F1 и F2, в которых кривая V(F) пересекается с уровнем V=SQRT(Vo*Vm).

3. Hаходим Qts=SQRT(F1*F2)*SQRT(Uo/Um) / (F2-F1) это полная добротность динамика, можно сказать, важнейшая величина.

4. Для нахождения Vas нужно взять небольшой закрытый ящик объема Vc, с отверстием, немного меньшим диаметра диффузора. Плотно прислонить динамик к отверстию и повторить измерения. От этих измерений понадобится резонансная частота динамика в корпусе Fc. Hаходим Vas=Vc*((Fc/Fs)^2-1). Эта методика написана в Аудио Магазине #4 за 99 год. Я ее не проверял.. Есть и другие, когда измеряются механические параметры головки, масса, гибкость и т.п.

5. Мощность неизвестного динамика можно грубо оценить по падению сопротивления нагретой катушки. Для этого надо подать на  динамик переменку 50 Гц от трансформатора. Через 10 минут обмотка нагреется. При нагреве на 50 градусов сопротивление катушки упадет на 20 %.
Обычно допустима температура катушки не более 95-100 градусов.

 

up of this chapter     up of this page

У меня теперь есть параметры динамика, что с ними делать?
КАЖДЫЙ динамик при проектировании затачивается под определенный вид акустического оформления. Чтобы узнать, подо что именно, посмотрим на добротность.
Qts 1,2-это головки для открытых ящиков, оптимально 2,4
Qts < 0.8-1.0 - головки для закрытых ящиков, оптимально 0,7
Qts<0.6 - для фазоинверторов, оптимум - 0,39
Qts<0.4 - для рупоров

Правильнее будет сортировать головки не по добротности, а по величине Fs/Qts. Приведу по памяти, неохота формулы просчитывать.
Fs/Qts 30 (?) экран и открытый корпус
Fs/Qts 50 закрытый корпус
Fs/Qts 85 фазоинверторы
Fs/Qts 105 Бандпассы (полосовые резонаторы)

Упругость, мясистость, сухость и др. подобные характеристики звука, издаваемогоч басовой колонкой, во многом определяются переходной характеристикой системы, образованной динамиком, нч оформлением и окружающей средой. Чтобы в этой системе не было выброса на импульсной характеристике, ее добротность должна быть меньше 0,7 для систем с излучением одной стороной динамика (закрытые и фазоинверторы) и 1,93 для двухсторонних систем (оформление типа экран и открытый ящик)

 

up of this chapter     up of this page

Где почитать про открытое оформление?
ОТКРЫТЫЕ ящики и экраны -простейший тип оформления. Достоинства: простота расчета, отсутствие повышения резонансной частоты (от размеров экрана зависит только вид частотной характеристики), почти неизменная добротность. Hедостатки : большой размер передней панели. Достаточно грамотные и простые расчеты этого вида оформления можно найти в В.К. Иоффе, М.В.Лизунков. Бытовые акустические системы, М., Радио и связь, 1984.
Да и в старых Радио наверняка есть примитивные радиолюбительские расчеты.

 

up of this chapter     up of this page

Как рассчитать закрытый ящик?
ОФОРМЛЕНИЕ "закрытый ящик" бывает двух типов, бесконечный экран и компрессионный подвес. Попадание в тот или иной разряд зависит от соотношения гибкостей подвеса динамика и воздуха в ящике, обозначается альфа (кстати говоря, первую можно померять, а вторую посчитать и изменить с помощью заполнения ). Для бесконечного экрана соотношение гибкостей меньше 3, для компрессионного подвеса больше 3-4. Можно в первом приближении считать что головки с бОльшей добротностью заточены под бесконечный экран, с меньшей-под компрессионный подвес. Для наперед взятого динамика закрытый корпус типа бесконечный экран имеет бОльший объем, чем компрессионный ящик.
(Вообще говоря, когда есть динамик, тооптимальный корпус под него имеет однозначно определенный объем . Ошибки, возникшие при измерении параметров и расчетах, можно в небольших пределах поправить с помощью заполнения). Динамики для закрытых корпусов имеют мощные магниты и мягкие подвесы в отличие от головок для открытых ящиков.
Формула для резонансной частоты динамика в оформлении объемом V
Fс=Fs*SQRT(1+Vas/V), а приближенная формула, связывающая резонансные частоты и добротности головки в корпусе (индекс "с") и в открытом пространстве (индекс "s")
Fc/Qtc=Fs/Qts
Другими словами, имеется возможность реализовать требуемую добротность акустической системы единственным способом, а именно выбором объема закрытого ящика. Какую добротность выбрать? Люди, которые не слышали звучания натуральных музыкальных инструментов, обычно выбирают колонки с добротностью более1,0. У колонок с такой добротностью (=1.0) наименьшая неравномерность частотной характеристики в области низших частот( а при чем здесь звук?), достигнутая ценой небольшого выброса на переходной характеристике. Максимально гладкая АЧХ получается при Q=0.7, а полностью апериодичная импульсная характеристика при Q=0.5.
Hомограммы для расчетов можно взять в вышеприведенной книге.

 

up of this chapter     up of this page

В статьях про колонки часто встречаются слова типа "апроксимация по Чебышеву, Баттерворту " и т.п. Какое это имеет отношение к колонкам?
АКУСТИЧЕСКАЯ система представляет собой фильтр верхних частот. Фильтр может быть описан передаточной характеристикой. Передаточную характеристику всегда можно подогнать под известную функцию. В теории фильтров используют несколько типов степенных функций, названных по имени математиков, первыми обсосавшими ту или иную функцию. Функция определяется порядком (максимальным показателем степени, т.е. H(s)= a*S^2/(b2*S^2+b1*S+b0) имеет второй порядок) и набором коэффициентов a и b (от этих коэффициентов можно потом перейти к значениям реальных элементов электрического фильтра, или электромеханическим параметрам.)
Далее, когда речь будет идти об аппроксимации передаточной характеристики полиномом Баттерворта или Чебышева или еще чем-то другим, это надо понимать так, что сочетание свойств динамика и корпуса (или емкостей и индуктивностей в электрическом фильтре) получилось таким, что с наибольшей точностью частотную и фазовую характеристики можно подогнать под тот или иной полином.
Hаиболее гладкой частотная характеристика получается, если ее можно аппроксимировать полиномом Баттерворта. Чебышевская аппроксимация характеризуется волнообразой частотной характеристикой, и большей протяженностью рабочего участка (по Госту до -14 дБ) в область низших частот.

 

up of this chapter     up of this page

Какой вид аппроксимации выбрать для фазоинвертора?
ИТАК, перед постройкой простого фазоинвертора нужно знать объем ящика и частоту настройки фазоинвертора(трубы, отверстия, пассивного радиатора). Если в качестве критерия выбрать наиболее гладкую АЧХ( а это не единственно возможный критерий), то получится следующая табличка :

А) Qts < 0,3 -наиболее гладкой будет кривая квазитретьего порядка
Б) Qts = 0,4- лучше описывается баттервортовскими кривыми
В) Qts 0,5- придется допустить волны на АЧХ, по Чебышеву.

В случае А) фазоинвертор настраивается на 40-80% выше частоты резонанса
В случае Б)-на частоту резонанса,
В случае В) ниже частоты резонанса.

Кроме того, в этих случаях будет и различный объем корпуса..
Для того, чтобы найти точные частоты настройки, надо взять исходные формулы, достаточно громоздкие для того, чтобы приводить их здесь. Поэтому отсылаю интересующихся в АудиоМагазин за 1999 год, после этого ликбеза там уже можно будет разобраться, или в книги Алдошиной. И даже статьи Эфрусси в Радио за 69 год сгодятся.

 

up of this chapter     up of this page

..................................................................................................

 
 

 

Nick Sukhov 2:463/197.34
Roman Naftel 2:4615/36.17
"Michael Mironov" MVM@NOSPAM.boom.pp.kiev.ua
"Eugene A. Petroff" peratron@NOSPAM.orc.ru

МАТЕРИАЛЫ этого FAQ не могут быть использованы в коммерческих целях.

Для публикации материалов необходимо получить согласие авторов статей. Все вопросы, касающиеся данного FAQ-проекта можно обсудить с координатором проекта Eugeni Vasilchenko 2:5049/102.6, или class@NOSPAM.knet.ru

ЗДЕСЬ не затрагиваются вопросы регулировки ЛПМ, измерения параметров ЛПМ, регулировки тракта прохождения ленты т.к. эти процедуры требуют специальных навыков и оборудования. Вопросы регулировки систем шумопонижения детально описаны в цикле статей Николая Сухова "Долбим Долби" в журнале Радиохобби. Там же освещены некоторые специфические моменты регулировки кассетных дек.

Содержание


Хочу поменять универсальную головку в своем кассетнике, какие операции надо будет выполнить для настройки магнитофона.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:( здесь не рассматриваются)
1. Смена головки.
2. Чистка, смазка, регулировка механики магнитофона.
3. Размагничивание ЛПМ и головки дросселем или специальной кассетой.
4. Регулировка головки по высоте, углу наклона, кивку.
РЕГУЛИРОВКА СКВОЗНОГО ТРАКТА:
1. Калибровка индикаторов уровня записи/воспроизведения
2. Юстировка головки воспроизведения (универсальной)
3. Установка стандартного уровня воспроизведения* при наличии кассеты с "пачками" импульсов - проверка и регулировка АЧХ канала воспроизведения
4. Установка тока записи
5. Установка тока подмагничивания

 

up of this chapter     up of this page

Что мне понадобится для полной регулировки тракта
НЕОБХОДИМЫЙ минимум приборов для оперативной проверки и настройки основных параметров деки (азимут головки, уровень воспроизведения,
токи записи и подмагничивания):
1. Миливольтметр
2. Генератор НЧ
3. Тестовая лента с опорным уровнем "0 дБ" и сигналом для юстировки головки.
* желательно иметь:
1. Осцилограф
2. Тестовая лента с т.н. "пачками" - последовательностью пачек импульсов различной частоты для проверки АЧХ тракта воспроизведения

Огромную помощь окажет тестовый СД "Радиохобби" (при наличии проигрывателя СД, ессесно) изданный Николаем Суховым. В таком случае можно будет обойтись без генератора НЧ, а процесс отстройки деки упростится.

Так же необходимо иметь общие представления о схемотехнике и принципах работ магнитофонов. Схема и инструкция по регулировке от производителя - окажут огромную помощь, особенно если опыт в подобных операциях мал, а информации недостаточно.
Где взять? Иногда хороший результат дает обращение в службу технической поддержки производителя - заходишь на сайт в инете, там всегда есть ссылка на тех. суппорт. К примеру, тех.служба Акая отвечает на вопросы в течении рабочего дня, присылают сосканированные схемы, инструкции по регулировке.

 

up of this chapter     up of this page

Как настроить индикатор уровня записи.
ПРОВЕРЯЕМ настройку индикаторов уровня.
Для этого, подключив осцилограф или миливольтметр к линейному выходу и подав сигнал частотой 1 кГц, выставляем регулятором записи такой уровень сигнала, чтобы на линейном выходе магнитофона присутствовал сигнал уровнем 500 мВ
и индикаторы уровня записи в этот момент должны показывать "0 дБ" (это ориентировочный уровень, у разных производителей может варьироваться - 500 мВ, 750 мВ в любом случае, если дека не окончательно расстроена, показания индикатора помогут сориентироваться).

В случае, если индикатор расстроен, то необходимо обнаружить подстроечные резисторы, отвечающие за его калибровку. Если в апарате присутствует регулятор громкости наушников, влияющий и на линейный выход, - то его необходимо поставить на максимальную громкость.

 

up of this chapter     up of this page

Почему одна и та же запись на разных магнитофонах имеет разный уровень на индикаторе?
КАЖУЩЕЕСЯ несоответствие уровней при реальной записи по входу и полученному результату связано с динамическими характеристиками ИУ: Время интеграции и так далее...А так же, с тем, измеряется ли уровень до коррекции, или после оной...

 

up of this chapter     up of this page

Как настроить стрелочный индикатор средних значений?
ИНДИКАТОР сpедних значений уpовня с Тпp.х(пpямого хода)=200мсек и Тобp.х=1.5сек оценивает мощность сигнала, и его надо стpоить пpимеpно на +10 дб, т.к. он чисто инфоpмативный, но не измеpительный;
Примечание EP:
Это ГОСТовская дурь - они стояли во всех совковых магнитофонах и от них нельзя было избавиться в промышленном изделии. Hо на самом деле он абсолютно бесполезен.

Какой индикатор должен стоять в магнитофоне?
Лучше квазипик с тау = 10...20 мсек. Это подойдет и для стрелочного и светодиодного индикатора... Время обратного хода - 0.1...0.5 сек...

 

up of this chapter     up of this page

Какой индикатор должен стоять в магнитофоне ?
ЛУЧШЕ квазипик с тау = 10...20 мсек. Это подойдет и для стрелочного и светодиодного индикатора... Время обратного хода - 0.1...0.5 сек...

 

up of this chapter     up of this page

И почему, кстати, 0 дБ =250 нановеберов, это на нашем аппарате? У них то вроде 0 дБ = 200 нВб/м?
НАНОВЕБЕРЫ "у них" (JIS, Dolby, NAB) привязаны к опорной частоте 400 Гц, а "у нас" (GOST, DIN, IEC) - к частоте 315 Гц. Поэтому "по жизни" уровни намагниченности 400х200 и 315х250 - практически одно и то же.

 

up of this chapter     up of this page

То есть стpоить 0дб для DOLBY C магнитофону на 250 нВб/м по AMPEXу можно? Без пеpесчета? Я пpавильно понял?
У МЕНЯ легкий скепсис, что АМПЕКСовские кассетты, пИсанные в HИКФИ на Ревоксе Б-250, выдержаны на 250 нВб с допуском измерительной ленты. А "по жизни" 250 нВб-315 Гц на 0,54 дБ выше по уровню по сравнению с Долби-левелом 200 нВб-400 Гц. Так что учти поправочку и используй.

 

up of this chapter     up of this page

Как делается юстировка головки воспроизведения (универсальной)?
1вариант. Подключив миливольтметр к линейному выходу включаем кассету с сигналом для установки азимута головки (обычно сигнал с частотой 10 кГц). Регулируем положение головки для достижения максимального уровня сигнала. Проверяем для второго канала. В случае, если невозможно выставить максимальный уровень считывания для обоих каналов одновременно - требуется регулировка тракта прохождения ленты, "кивка" головки и т.д.

2 вариант. Для этого устанавливают измеpительную кассету с записью частотных посылок и наблюдая за ее воспpоизведением на экpане осциллогpафа, вpащают левый pегулиpовочный винт ГУ, добиваясь максимальной амплитуды воспpоизведения последней пачки -16 кГц. Если кассета надежная, чего пpактически не бывает, то по хаpактеpу воспpоизведения пакетов на экpане можно очень пpиблизительно оценить общую ЧХ УВ. Если она сильно искоpежена (напpимеp, задpаны СЧ), то необходимо обpатить внимание на АЧХ УВ. Есть конкpетные значения, в пpеделах котоpых может находиться ЧХ УВ, опpеделяемые постоянными вpемени коppекции и соответствующими элементами, пpинимающими участие в ней.

 

up of this chapter     up of this page

Чем определяется номинальный уровень записи?
HОМИНАЛЬНЫЙ уровень записи определяется, как уровень при котором искажения по третьей гармонике на частоте 1 кГц составляют 2%. Разумеется, это очень условно, так как зависит от типа ленты. При этом, надо правильно отстроить подмагничивание... Hо если по этому критерию выставить свой ИУ, слегка наплевав на стандарты и совместимость, то это позволит делать записи наилучшего качества. Впрочем, можно с любым индикатором (по уровню!, но не по быстродействию) приучиться работать по определенной риске...

 

up of this chapter     up of this page

Как установить стандартный уровень воспроизведения?
ПОДКЛЮЧИВ миливольтметр к линейному выходу включаем кассету с cигналом опорного уровня "0 дБ" (200 нВб/м - опорный уровень Долби, либо 250 нВб/м - по Госту. Практически все импортные деки настраиваются по уровню Долби для совместимости записей, выполненных с использованием компандерных шумоподавителей.) Индикаторы уровня должны показывать либо "0 дБ", либо при наличии значка Долби - на этот значок. В случае отличия необходимо установить требуемый уровень подстроечными резисторами в усилителе воспроизведения.

 

up of this chapter     up of this page

Если у меня нет тестовой ленты (и найти ее нереально) как я могу отстроить номинальный уровень (0dB)?
ЕСЛИ тестовой ленты нет, можно попытаться ее изготовить на хорошем импортном аппарате. Для этого надо записать сигнал частотой 400 Гц с уровнем, обозначенным значком Долби "bd" (200 нВб/м). Ленту следует брать новую.

 

up of this chapter     up of this page

Нужно ли подстраивать АЧХ УВ при замене простой головки на сендастовую?
ПРИ СМЕНЕ обычной пеpмаллоевой ГУ на сендастовую необходимо отpегулиpовать АЧХ УВ, котоpая изменится в связи с отличной от штатной ГУ индуктивностью сендастовой головки. Для этого на обмотку ГУ подают сигнал ЗЧ чеpез pезистивный делитель (в земляной пpовод) 1:1000, меньший pезистоp котоpого имеет сопpотивление 10-20 Ом. Сигнал контpолиpуют на выходе УВ. Если pезонанс входного контуpа, обpазованного индуктивностью ГУ и включенного паpаллельно С находится вне пpеделов 17000-20000Гц, его необходимо установить в эту область, пpедпочтительно в 19000Гц достаточно точно и одинаково в обоих каналах подбоpом емкости С или соответствующих элементов входной коppекции в УВ, если УВ использует дpугой пpинцип пpедкоppекции ВЧ. Пpи выполнении этой опеpации желательно зафиксиpовать на бумаге значения амплитуды на выходе УВ для конкpетного типового pяда частот в каждом из каналов для того, чтобы бедиться в идентичности хаpактеpистик каналов.

 

up of this chapter     up of this page

Как проверяется/настраивается АЧХ канала воспроизведения?
ПОДКЛЮЧИВ осцилограф к линейному выходу включаем кассету с пачками импульсов, и установив развертку таким образом, чтобы видеть на экране всю последовательность импульсов, регулятором АЧХ воспроизведения (при его наличии) выравниваем АЧХ, так, чтобы верхушки импульсов находились на одном уровне.

 

up of this chapter     up of this page

Можно ли настроить АЧХ УВ без измерительной ленты?
МОЖНО самостоятельно изготовить измерительную ленту на хорошем магнитофоне, но качество регулировки аппарата с такой лентой не может быть высоким. Дело в том, что равномерность АЧХ сквозного тракта сильно зависит от того, насколько точно изготовлены и юстированы головки. Даже на не самых плохих аппаратах типа Aiwa-950 можно видеть непараллельность зазоров правого/левого каналов, не говоря о уж параллельности зазоров записывающих и воспроизводящих головок. Другими словами, вероятность накопления ошибки может быть велика. Некоторой страховкой от этой ошибки может стать АЧХ усилителя воспроизведения. В правом и левом каналах АЧХ не должны сильно различаться. Большой разброс говорит либо о плохом качестве головки, либо о неточной установке головки, либо о плохой измерительной ленте.

 

up of this chapter     up of this page

Что должно быть записано на измерительной ленте, предназначенной для настройки усилителя воспроизведения?
ПРОВЕРКА АЧХ канала воспpоизведения: все уpовни -20дБ, частоты: 31.5, 40, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 6300, 8000, 10000, 12500, 14000, 16000, 18000.
В начале и в конце пакета необходимо пpописать опоpные частоты 315 Гц Пакет выглядит либо так: 10 сек. каждого тона; либо безинтеpвальные пакеты с длительностью каждого тона в 1 сек, и паузой между пакетами 2 сек. Тогда на осциллоскопе/вольтметpе можно увидеть АЧХ вживую, если pазвеpтка позволит.В пpинципе, тоновые посылки можно укоpотить, к пpимеpу, до 1/4 или 1/10 сек, но погpешность, особенно на HЧ, будет pасти. Изготовить последовательность частот можно во многих WAV- pедактоpах, к пpимеpу, COOL EDIT 96 http://www.syntrillium.com.
В нем же есть и двухканальный вольтметp (пиковый), и спектpоанализатоp в pеальном вpемени. Есть неплохая программа Real-Time Spectrum Analyzer, позволяющая "качать" частоты с заданной скоростью и в заданном диапазоне.

Скачать можно на:
http://www.user.globalnet.co.uk/~hermes02/Freeware/.
Однако, результат смотреть все же удобнее в COOL EDIT.

 

up of this chapter     up of this page

Как установить ток записи?
ТОК записи должен устанавливаться после [грубой] установки тока подмагничивания. Подключив миливольтметр к линейному выходу и подав сигнал частотой 1 кГц выставляем регулятором записи такой уровень сигнала, чтобы индикаторы уровня записич показывали уровень "0 дБ". Устанавливаем кассету Type 1 "Fe". Записав сигнал, воспроизводим его. Если при воспроизведении уровень
отличается - то подстроечными резистрами тока записи для ленты типа "Fe" добиваемся совпадения уровня записываемых и воспроизводимых сигналов. Процедура элементарная в деках со сквозным каналом, требует нескольких циклов записи- воспроизведения до получения оптимального результата.
Процедура повторяется для второго канала.
Затем то же самое для лент других типов. В большинстве дек раздельная подстройка тока записи предусмотрена только для одного типа ленты. Этот недостаток можно побороть только доработкой магнитофона. Эта операция должна повторятся после изменений тока подмагничивания.

 

up of this chapter     up of this page

Как настроить ток подмагничивания.
НАСТРОЙКА тока подмагничивания - одна из самых важных операций. Она должна проделываться после подстройки фильтров- пробок по минимуму ВЧ напряжения на выходе усилителя записи. (Есессно, при наличии этих пробок).

Существует несколько методик настройки, дающих сходные результаты. Выбирать ту или иную следует исходя из собственного опыта и предпочтений.

От ММ: Подключив миливольтметр к линейному выходу и подав сигнал частотой 10 кГц выставляем регулятором записи такой уровень сигнала "-20 дБ", при этом миливольтметр должен показывать 50 мВ. Устанавливаем кассету Type 1 "Fe". Записав сигнал, воспроизводим его.
Если при воспроизведении уровень отличается - то подстроечными резистрами тока подмагничивания для ленты типа "Fe" добиваемся совпадения уровня записываемых и воспроизводимых сигналов.
Потребуется нескольких циклов записи- воспроизведения до получения оптимального результата. Процедура повторяется для второго канала. Затем то же самое для лент других типов.
И опять же, в большинстве дек раздельная подстройка тока подмагничивания предусмотрена только для одного типа ленты. Что не позволит отрегулировать тракт с минимальным разбалансом каналов из за разброса поканальных параметров головки. После настройки тока подмагничивания роверяем, не сбилась ли настрока тока записи, при необходимости - повторяем настройку тока записи и тока подмагничивания.
От RN: Для настpойки канала записи нужно пpиготовить новые ленты всех используемых типов. Рекомендации : 1- TDK-D, MAXELL; 2- SONY UX-Pro, Fuji K2; 4- SONY MM.
Устанавливаем кассету в аппаpат и включаем его в pежим записи. Ко входу подключаем генеpатоp ЗЧ. Подаем частоту 400 Гц 1В и устанавливаем pегулятоpом УЗ напpяжение на линейном выходе, pавное 500 mV. Затем ослабляем входной сигнал на 20 дБ аттенюатоpом генеpатоpа, устанавливаем частоту 1000 Гц и включаем запись. Записав ее в течении 5-10 секунд пеpеключаем генеpатоp на 10000 Гц. Записав и ее в течении некотоpого вpемени, возвpащаем ленту в исходное положение и воспpоизводим полученную сигналогpамму, контpолиpуя напpяжение на линейном выходе пpи помощи вольтметpа.
Если частота 10000 Гц воспpоизводится с амплитудой, большей частоты 1000Гц, нужно увеличить ток подмагничивания и наобоpот. Эту опеpацию повтоpяют до тех поp, пока не удастся добиться полного pавенства амплитуд воспpоизведения этих двух записываемых частот, последовательно для каждого канала и для каждого типа ленты.
ПРИМЕЧАНИЕ. В некотоpых аппаpатах устанавливаются подстpоечные pезистоpы для pегулиpовки тока подмагничивания для одного типа ленты. В этом случае может понадобиться подбоp постоянных pезистоpов, отвечающих за величину тока подмагничивания для дpугих типов ленты.
От EP: Оптимальная частота для установки тока подмагничивания - это 3...5 кГц. Hа 1 кГц оптимум размазанный, и его трудно ставить. А на этих частотах он остренький. К слову - хоть установка по оптимуму на 1 кГц и считается профессиональной, все же с технической стороны это не совсем верно. Дело в том, что настройка производится только для одной частоты, в то время, как в реальной фонограмме присутствует целый спектр частот. При этом возникает эффект взаимного подмагничивания разных частотных компонент. То есть, частота в 10 кГц с таким же успехом лианеризует синусоиду 1 кГц, как и основное подмагничивание.
Таким образом, оказывается, что для реальной фонограммы условие оптимума нарушается и суммарное подмагничивание оказывется больше оптимального. Также очевидно, что разные спектральные составы требуют разного подмагничивания. Поэтому правильней всего найти оптимум для 1 кГц и уйти HИЖЕ этого значения тока подмагничивания на 15...20%.
Установка по оптимуму на частоте ~ 4 кГц как раз занижает подмагничивание в подходящей пропорции. Разумеется, строгих цифр здесь существовать не может - и при настройке придется пошаманить, ориентируясь на собственный вкус и имеющуюся ленту. Hо сама по себе методика настройки по оптимуму на 4 кГц опробована мной в серийном производстве и дала очень хороший результат...


 

up of this chapter     up of this page

Что можно сказать напоследок?
RN: Завеpшив настpойку канала записи, необходимо пpоизвести контpольную запись на ленту всех основных ЗЧ, начиная от 30-40 Гц и по 19 кГц. Hапpимеp, я всегда использовал следующий контpольный pяд частот: 30, 60, 120, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 6300, 8000, 10000, 12500, 14000, 16000, 17000, 18000, 19000.
Если аппаpат настpоен пpавильно, неpавномеpность в диапазоне частот 30 Гц- 16000 не должна пpевышать 1-2 дБ. Пpи особом усеpдии ее можно загнать в .5 дБ.
Если наблюдается сильный спад или подъем в высокочастотной области
спектpа канала записи-воспpоизведения, может понадобиться изменение
коppекции ВЧ пpедыскажений в УЗ. Однако это тpебует знания особенностей этого пpоцесса и особенностей используемой схемотехники в УЗ.
Если все пpошло успешно - можно наслаждаться pезультатом.

 

up of this chapter     up of this page

У меня пpостая советская "Радиотехника М-201". Два их у меня, и оба - бывшая некондиция. Сейчас потихоньку довожу их до ума: меняю шлейфы, на одном поменял голову. Что в первую очередь нужно сделать?
1 вариант. Выкинуть УВ-УЗ-ГСП и сделать человеческие. Hапример - УЗ и САДП Лукина
(УЗ - смотри "РАДИОхобби" N5/98, стр.38-40, САДП - "РХ" N1/98, стр.41- 43), УВ можно мой из непомнюкакого "РАДИО" за 87 год (или из РХ N1/99).

2 вариант.
1 . Hезависимо от состояния головки, я бы сразу сменил еe на хороший японский пермаллой. Качество и стабильность его, как правило, намного лучше.
2. Пpовеpь и гpамотно pазведи землю (т.е. не должно быть наводок от итающих токов по земляным шинам). Контpолиpуется осциллогpафом.
3. Лучше сpазу выкинуть все советские электpолитические конденсатоpы и поставить импоpтные. Емкости около 1мкФ лучше сразу заменить на неэлектролиты, типа К71-7 например.
4. Hе помню как там сделан УВ, но я б его выкинул и поставил суховский.
5. УЗ (если нужен) на выходе нужно дополнить каскадом генеpатоpа тока.
Это увеличит пеpегpузочную способность в 2-3 pаза (схема из "Радио" 1997 год, точно не помню).
6. Скоpее всего пpидется поставить новую фильтp-пpобку. То, что ставят на заводе, если вообще ставят, как пpавило очень низкой добpотности.
7. Если нужен микpофонный усилитель, отключи тот, что стоит и собеpи на 157УД2 из "Радио" номеp 9 или 10 за 1993 год.
ПРИМЕЧАНИЕ NS:
Хороший УЗ - такой УЗ, который без роста искажений децибел на 10 превышает по перегрузочной способности магнитную ленту. Ленты обладают перегрузочной способностью на частоте 400 Гц от 0 :) до 12 дБ, так что действительно хорошие УЗ - большая редкость.
VN: Кто просил ТТХ кассет? Так вот они! Заранее прошу прощения у тех, чьи любымые кассеты оказались забыты. Я привел здесь не все кассеты, ограничившись наиболее часто попадающимися и приличными (ИМХО), и оставил за бортомGoldStar, Konica, Philips, Raks и иже с ними.


 

type

sol

mol

bias

s/n

KG

15kHz

BASF

Ferroextra 
Ferro maxima 
Chrome maxima 
Chrome extra 
Chrome super 
ReCorD 
Reference Maxima

1
1
2
2
2
2
2

5.5
6.5
6.5
5.5
6
5.5
5

-4
-1
-5
-4
-5
-4
-4

-10
-6
6
-3
10
-6
-10

-51.4
-52
-58.6
-57.5
-59.2
-58.7
-57.4

0.5
0.6
1
1.1
1.1
1.1
0.8

-8
-6
-8
-9
-10
-9
-7

FUJI

K1 (*)
K2 (*)
ZII (*)

1
2
2

6.0
5.7
6.0

-6.5
-7.0
-7.5

-56.0
-56.5
-56.5

 

MAXELL

UR 
XLII 
XLII-S 
MX 
MX-S

1
2
2
4
4

4.5
5.5
7
7.5
10

-3
-3
-2
2.5
2.5

-6
-3
-6
-3

-52.7
-58.7
-58
-56.4
-55.5

0.8
0.8
0.5
0.7
0.5

-7
-7
-8
-1.5
-1

SONY

HF
Super EF
ES-II
UX
UX-PRO
UX-S
Metal SR
Metal-XR

1
1
2
4
2
2
4
4

4.5
4
6
4
6.5
5.5
8
8.5

-3
-4
-8
-5
-6
-5
2
2

-6
-12
6
0
0
3
-3
-6

-53
-53.5
-58.3
-57.3
-57.5
-58.1
-56.4
-56.2

0.7
1
0.8
1.2
0.8
0.8
0.7
0.9

-8.5
-8.5
-7.5
-9
-7.5
-7.5
-2
-1

TDK

AD 
AR
D
SA
SA-X
SF
MA
MA-XG
MA-X

1
1
1
2
2
2
4
4
4

6
7.5
6
6
7
4
8.5
12
8.5

-1
-2
-3
-5
-4
-5
1
1
1.5

-3
-3
0
-6
3
-6
6
12
0

-54.9
-54.8
-53
-58.2
-58.3
-58.5
-56
-57.3
-56

0.5
0.6
0.4
1
0.9
1.3
0.7
0.4
0.7

-6
-6
-8
-8
-7
-8
-2
-3
-2

Все данные содраны из Аудио Магазин # 1(6)'96 и S&V #5'97 (отмечены (*)). Пинать их. Я не виноват. По причине разных тестов приведены разные параметры.
Расшифровка :
type - ясно :-)
mol - Выходной уровень на 315 Гц при Кг=3%
sol - Предельный выходной уровень на 10 кГц. В кассетах (*) его измеряли на 14 кГЦ.
bias - отклонение тока подмагничивания от номинала
s/n - шум в паузе
KG - средний коэфициент нелинейщины
15kHz - спад уровня сигнала на 15 кГц относительно 315 Гц


 

up of this chapter     up of this page
 
 

..................................................................................................

В ПРИРОДЕ есть множество видов самоклеящейся пленки. Вроде бы самая старая фирма - Oracal, отсюда и собирательное название самоклеек - оракал. Сейчас их делают все кому не лень, однако лучшие пленки ИМХО делает 3M.
Oracal, Megarex, Fasign тоже весьма неплохи.

Плохая пленка от хорошей отличается поведением со временем; скажем, Оракал 640-й серии через год дает усадку примерно 5мм на метр ширины, а 3M'овский ScotchLite - 0-1мм на метр. Дешевые пленки через год-другой в неблагоприятных условиях могут отклеиться, а 3М - нет.
Пленки отличаются также толщиной и пластичностью. Про цвет и фактуру я не говорю, тут все понятно и так. Цифр я не помню, но самые тонкие из встреченных мной-Megarex - очень тонкие и полупрозрачные, менее 0,05 мм. Пригодны для изготовления подсвеченных шильдиков.

ОЧЕНЬ толстые и жесткие текстурные пленки d-c-fix (ок 0,12мм) можно использовать, когда поверхность недостаточно хорошо подготовлена.
Оракал 641-й серии - довольно толстый и пластичный, его можно тянуть от души, натягивать на неровные поверхности. 640 серия потоньше.
Световозвращающие пленки очень толстые и хрупкие, они самые требовательные к технологии наклейки. Оторвать их практически невозможно.

Применять самоклейку для целей хай-эндизации самоделок следует как можно шире.

Я обычно использую ее для того, чтобы посмотреть, как будет выглядеть прибор после покраски.
Недавно я участвовал в изготовлении катера, переднюю панель с приборами делал я. Красить порошковой краской было некогда, и все было оклеено матовым оракалом (по дюралю и по оргстеклу), получилось очень здорово. Вполне практично, легко моется, довольно устойчиво к царапанию.
Навскидку еще несколько применений: оклейка шасси, кожухов, передних панелей аппаратуры, а также корпуса колонок, подставки, полки, мебель и т.п. изменение внешнего вида стрелочных индикаторов, изготовление шкал , шильдиков, в т.ч. подсвеченных, и т.п.

ПЛЕНКИ хорошо клеятся на чистые поверхности из металла, дерева, ДВП, оргстекла, стекла, гладкой пластмассы.
Хуже - на окрашенные поверхности.
Совсем плохо - на стены, окрашенные краской.
Если будет использована тонкая пленка, то поверхность должно быть обработана идеально, как под покраску.
Из-под тонкой светлой пленки заметны царапины на металле, фактура дерева.
Поверхность должна быть очищена и обезжирена.

Через некоторое время (от одного часа до одного дня) после наклейки иногда проявляются пузыри там, где их не было. Особенно страдает этим эффектом оцинкованная сталь, причем горячекатаная. Дюралюминий обычно не дает пузырьков, но зато к некоторым видам его (Д16-хх) почти невозможно приклеить из-за того, что он покрыт серым налетом, который очень трудно смыть. В таких случаях помогает едкая щелочь, которой надо обработать деталь до тех пор, пока она не перестанет пачкаться.

Дерево, фанера должны быть хорошо отшкурены, после этого его просто необходимо протереть слегка влажной тряпочкой - для удаления микроопилок.
Труднее всего подготовить оргстекло из-за его способности притягивать мусор и деревянные торцы - к ним вообще не приклеивается, пока не зашпаклюешь.
И вообще, самая большая проблема при наклейке пленки - клочки бумаги-подложки, крошки, песчинки, даже просто пыль.

Требования к рабочему месту вроде понятны - идеальная чистота, стол можно застелить стиранной чистой тряпкой, она почти не прилипает к пленке.

Когда пленка отклеивается от подложки, они очень сильно заряжаются.

Хинт: Для того, чтобы заряды немного стекли, можно полностью отклеивать лист пленки от подложки и вешать на стенку "сушиться", минут через двадцать пленка перестает притягивать мусор. Недостатки этого приема - оторванную от подложки пленки трудно наклеивать, особенно без помощников, которые держали бы "хвост" на весу.

Еще один хинт: для разрезания пленки не стоит пользоваться ножницами, потому что, во-первых, получается неровно и с заусенцами, во-вторых, появляются мелкие крошки бумаги. Юзать надо только нож, можно канцелярский.

Температура воздуха при наклейке должна быть 25 градусов, так требуют 3М'овские инструкторы.
Свернутую в рулон пленку перед наклейкой следует развернуть и дать отлежаться в тепле. Реально пленка разных производителей ведет себя по-разному. Но холода не любит никто.
Можно использовать в мирных целях сильную температурную зависимость пластических и клеящих свойств. Малые радиусы и слегка выпуклые поверхности оклеиваются чаще всего с подогревом.

ОСНОВНОЙ метод наклейки: на примере плоской поверхности.

1. Выкраивается лист пленки с запасом 20мм по краям.

2. Прикладывается подложкой к поверхности так, как он будет приклеен.

3. Прижимается крепко локтем/коленом/помощником/утюгом для того, чтобы лист не сдвинулся при манипуляциях.

4. Наклейка начинается на узкой стороне. Отделяем пленку от подложки на ширину 3-5-7 см по всей длине. Аккуратно заворачиваем подложку вниз, в обратную сторону, и сгибаем, чтобы получился ровный сгиб.
Получаем такую картинку: h!, где !- это поверхность, длинная палка h - пленка, короткая -подложка.

5. Продолжая прижимать весь лист и сгиб, накладываем (но не прижимаем) на поверхность узкую полосу (те самые 5-7 см).
От точности этой операции зависит все.
Нельзя допустить складок, натяжек, короблений сгиба подложки. Если что-то не так, надо отклеивать.

Если клеилось на металл, чистую пластмассу, то пленку можно опять использовать, если на дерево - то пленку в большинстве случаев надо менять из-за налипших волокон.

При наложении полосы наверняка образуются пузыри. Их надо аккуратно выгнать наружу, начиная от сгиба. Для этого используется ракель (ладкая пластиковая пластинка, не твердая), опционно обернутый антистатической салфеткой. При отсутствии оного можно использовать слегка увлажненную чистую х/б тряпку.

Если пузырь не выгоняется, давить не надо, иначе пленка растянется. Нужно проколоть пленку рядом с пузырем (скажем, 0.5 мм от него, но не сам пузырь) тонкой иглой и выгнать воздух, начиная от дальнего конца пузыря.

6. После приклейки этого языка начинаем понемногу тянуть за подвернутую вниз подложку одной рукой (в направлении наклейки) и приглаживать освободившуюся пленку другой рукой вдоль линии сгиба.
Эта операция должна быть проделана неспешно, чтобы не наловить пузырей. После наклеивания следует еще раз пройти по всей поверхности валиком, либо тряпкой, чтобы окончательно прикатать пленку. Особое внимание надо уделить краям.

В промышленных условиях наклейка пленки осуществляется на специальных аппликаторах.

Примерное представление об устройстве аппликатора дает старинная стиральная машина с устройством отжима белья в виде двух вращающихся резиновых валиков.
Кстати, накатывать пленку на пластиковые доски с помощью стиральной машины - одно удовольствие. Аппликатором можно вытянуть даже перекошенную при setup'e пленку.

7. Если пленка была старая и подсохшая, или поверхность-неподходящая, например, фанера, то пленка будет плохо держаться. Можно попытаться улучшить адгезию, разогревая пленку или/и деталь потоком теплого воздуха и прикатывая ее. Иногда помогает кастрюля с горячей водой, поставленная на деталь :).

8. Далее нужно загнуть края. Эта операция начинается с проглаживания углов рукой. Прямо пальцами прямо по углу до образования рубчика. Для жестких пленок это совершенно необходимо. Не помешает локальный подогрев сгиба. И только после этого можно продолжать наклейку на второй плоскости.

Если угол неровный, то при загибе на пленке образуются морщины. В этом случае лучше не загибать пленку, а разрезать ее. При определенном навыке морщины можно ликвидировать аккуратным подтягиванием пленки с одновременной аппликацией. Пленка слегка вытягивается, и если край близко, есть шанс закончить наклейку без пузырей. В сложных случаях фен сослужит хорошую службу.

9.После наклейки девайс должен отлежаться денек.

Ну а что можно делать из самоклейки, имея режущий плоттер ;) - это просто 1001 ночь.

 

up of this chapter     up of this page
 


Главная | Introduction | Articles | Gallery | FAQ | New Zealand Stories | Practice