вернуться к New Zealand Stories
 

 

Служебный вход высоких технологий, или 1-й павильон.

"Невидящий да услышит. Неслышащий да увидит!"
Из древнего маорийского эпоса.

МЫ расстались с тобой, Уважаемый Читатель, два месяца назад, под шорох падающих листьев новозеландского клена. Глядя на любезные нашему сердцу Силиконовые Холмы, мы зачарованно стояли перед входом на выставку.

ЛЕГКИЙ утренний бриз мурлыкал полузабытые мелодии, сонный воздух мягко отзывался на движения рук. Запах вереска и торфяников... Этот придымленный аромат невозможно перепутать с запахом русской осени. Это же Scotch Whisky, настоящий шотландский виски! Откуда здесь? Где старина Ниил?
Ах да... В самолете рассказывали о страшных лесных пожарах в Австралии. Этим не преминули воспользоваться владельцы мелких фирм, производящих крепкие спиртные напитки, - они при помощи распылителей разбрызгивали в воздух низкосортовые марки и тут же после его сбора с листьев пальмы хойя, разливали в бутылки с известной всему миру этикетки Скотч-виски.
Злые языки утверждают, поделился "непроверенной информацией" красавец-стюард с пепельной кожей, что нечистоплотные на руку фабриканты сами и устроили пожары.

ЧУВСТВО нереальности происходящего усиливал плакат "Welcome to BDHX". Подпись внизу, "Back Door Hitech eXebition", не помогла обрести почву под ногами. Обуреваемые сложными чувствами, мы вошли во владения современных колдунов и волшебников. "Служебные входы высоких технологий", а именно так переводится название, проводятся уже не в первый раз.

НА этих ежегодных форумах не бывает гигантов индустрии, здесь не раздают глянцевых буклетов с диаграммами из учебника Ф. Котлера, не произносят напыщенных речей о фундаментальных исследованиях, системном менеджменте и путях развития. Сюда съезжаются "синие воротнички" - люди, делающие Хай-Тек своими руками. Они в любой момент готовы распахнуть "задние двери" своих лабораторий и рассказать об удивительных изобретениях от первого лица. Благодаря им мир узнал подлинную историю многих открытий, от высокотемпературной сверхпроводимости и углеродных нанотрубок до технологии "бегущего ионного луча" (RIB).

ЗАБЕГАЯ вперед, отметим, что рассказ об изобретении последней нас изрядно позабавил. Молодой лаборант, представлявший компанию Sceptre Electronic (г. Монмут, Уэльс), поведал о способе увеличения быстродействия транзисторных структур посредством неравномерного легирования полупроводниковых каналов.

ДЛЯ организации производства быстродействующих транзисторов компанией разработан метод легирования кремния слоем, варьирующимся по толщине от 20 до 100 нанометров. Использование "бегущего ионного луча" (RIB) позволяет получить полупроводники с волнообразной структурой, выступающей в роли микронной маски, обеспечивающей молекулярную самоорганизацию. см. ссылку

ПОДОБНЫЙ механизм, правда, для производства проводниковых материалов, используется Форманн энд Олссон Остенсибл Лабс с 1996 года. (Схемотехника, N4, 2001). Никаких "фундаментальных исследований" мы не производили", - заявил Рональд Тайлер.
Однажды вечером, когда весь научный персонал уже разошелся по домам, Ронни решил напугать свою подружку Шерилл ужасным зрелищем - увеличенным изображением таракана. Он включил высокое напряжение, питающее камеру ионного микроскопа и с интересом уставился на дисплей монитора.
На экранах была карта незнакомого города. Город назывался Celeron-300A. Ронни и Шер взялись за манипуляторы сканирующего механизма и стали путешествовать по лабиринту улиц, играя в прятки и морской бой...
Утром следующего дня он проснулся знаменитым. Ему удалось повысить быстродействие ядра процессора методом легирования кремния бегущим ионным лучом втрое!
Таким образом, RIB-технологии, наряду с другим перспективным направлением, технологией напряженного кремния (strained silicon или иначе, SiGe), обещают стать фаворитом "гонки гигагерцев".
Впрочем, все это было впереди, а пока...

НЕСКОЛЬКО утомленные тестами Ниила Дранкеля и ранним утром, мы долго не могли выбрать начальную точку отсчета осмотра экспозиций. Самих павильонов было превеликое множество, причем многие были выстроены в традиционном стиле аборигенов. Тут были строения, оформленные в виде хижин, были и ритуальные площадки с тлевшим костром посредине. Непременный атрибут стояночного костра - разогретая каменная плита, на которой готовят пищу. Большие камни вокруг кострища, ямы со священной водой чуть поодаль освежили наши воспоминание о легендах из эпоса Тама Те Капуа.

ИНСТИНКТИВНО взглянув на небо, мы в очередной раз убедились, что оно кристально чисто. Внезапно послышался легкий шипящий щелчок, в ушах зазвенело, и закружилась голова. Мы увидели, как с неба стала падать большая бабочка. Она уже не порхала крылышками, а только медленно покачиваясь в спокойном воздухе, опускалась на землю. Сфокусированный ультразвуковой импульс - пронеслось в голове! Но откуда? Американские спецслужбы? Недавно они испытали этот довольно необычный вид вооружения, но что им делать на мирной выставке...

РАЗРЕШИЛО этот каскад вопросов странное животное, которое мы поначалу приняли за монумент, каких на выставке было множество. Его язык подобно молнии метнулся к падающей бабочке, и доли секунды спустя оно опять застыло каменным изваянием. Triheratops cristatus, тригератопс гребенчатый, прозванный так туземцами за свою надоедливость, непременный спутник и постоянный гость всех стоянок аборигенов.

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что мы приняли его за каменную статую, его глаза постоянно прикрыты веками, и большую часть времени он проводит без движения. Это уникальное животное находится на грани вымирания из-за техногенного воздействия человека на природу. Дело в том, что тригератопс охотится "на слух". Его глаза, всегда закрытые непрозрачной мембраной, в процессе эволюции переродились в самый совершенный на планете комплекс аудиовизуализации.

В ОТЛИЧИЕ от летучих мышей, "видящих" отраженный ультразвуковой сигнал, тригератопс "видит" непосредственно источник звука. Органом визуализации звуков служат веки, сросшиеся с фасеточным глазом. Они действуют подобно микроканальным пластинам в электронно-оптических усилителях, образуя протяженный многоточечный приемник звукового давления с фазовой обработкой. Огромные, с чайные блюдца, глаза обладают поразительной чувствительностью, в чем мы могли убедиться.

АТАКУЕТ тригератопс ультразвуковым лучом, оглушая насекомых, пролетающих над ним. Совершенный охотник в дикой природе, в присутствии человека, вооруженного до зубов электроникой, тригератопс становится заложником своих возможностей.

САМЫМ страшным его врагом стали не летучие мыши, а туристы со своими радиоприемниками и магнитофонами. Живущие в мире реальных источников звука, рептилии полностью дезориентируются, когда появляются кажущие источники звука (КИЗ).
При воспроизведении монофонических записей или трансляций КИЗ находится в центре акустического агрегата. Это - совершенно безобидная ситуация.
При воспроизведении стереофонических записей КИЗ позиционируются за пределами агрегата, и это вызывает у животных сильнейший дискомфорт.
Тригератопс пытается получить картину путем активного сканирования пространства ультразвуком и получает несоответствие информации, полученной разными системами. (У человека подобное несоответствие, например, зрение-вестибулярный аппарат, вызывает морскую болезнь.)
После такой встречи животное целую неделю не может нормально охотиться, а незадачливые меломаны получают сильное расстройство слуха от мощных ультразвуковых щелчков.

ПОСЛЕ многочисленных инцидентов министерства здравоохранения, охраны окружающей среды и связи разработали совместную программу. По ней радиовещание в районах, где есть тригератопсы, осуществляется только в монорежиме. При въезде в национальные парки регуляторы громкости, баланса и ширины стереобазы на всей аудиоаппаратуре опечатываются егерями. Все носители звукозаписи должны иметь наклейку с изображением тригератопса в масштабе 1:43 и подробную инструкцию на случай встречи с ним, занимающую не менее 15% площади упаковки. Особо строгой регламентации подлежат записи, содержащие звуки живой природы в любом виде.

ЭТИ строгие правила не позволили нам оценить в полной мере значение открытия, как это принято говорить, "патента природы", - устройства визуализации звуковых волн. Разработчики назвали его "глазом тригератопса" - Trihereye.

Гид-менеджер по имени Ае Матуцу объяснил нам, что очки Trihereye содержат два слоя пленки. Наружная сверхтонкая мембрана служит приемником давления. Между слоями находится анизотропный гель. Под действием давления вторая, дихроичная, пленка, изменяет угол вращения плоскости поляризации.

В РЕЗУЛЬТАТЕ слушатель может видеть волновую структуру звукового поля. Эффект значительно усиливается при наличии в воздухе взвеси веществ, способных вращать плоскость поляризации, таких как раствор спирта или сахара, и дополнительной поляризованной подсветки, например солнцем или лазером.

АЕ посетовал, что в это время года из-за активности животных нельзя провести полномасштабную презентацию. К середине августа они расползаются по норам, и на это время намечено грандиозное шоу с участием Жан-Мишель Жарра, Пинк Флойд, Лондонского симфонического оркестра и других знаменитостей. Команду специалистов аудиовизуализации возглавит легендарный руководитель КБ "Прометей" Булат Галеев, согласившийся ненадолго покинуть свою подземную лабораторию в Казанском авиационном университете. На время этого фестиваля Ае Матуцу даже сменит свое имя на гордое Еа Мабуту, что в переводе на европейские языки означает Цветков или даже Цветиков┘ Это не просто прихоть, а дань древней маорийской традиции. Если очень хочешь, чтоб твоя заветная мечта непременно осуществилась, то нужно взять имя и фамилию, связанную с этим событием или проектом. Забегая немного вперед, следует отметить, что в настоящий момент яркостная гамма состоит только из серо--белых градаций. Цветовая палитра - это и есть сокровенная мечта Ае Матуцу. (Прим. переводчиков).

В КОНДИЦИОНИРОВАННОМ полумраке павильона громоздились груды всевозможной аппаратуры. Похоже, что все или почти все, что было произведено в мире из области бытового аудио, было тщательно отобрано и привезено сюда. Оранжевые лучи субтропического восхода проникали в зал через узкие вертикальные прорези в щитах акустического оформления, отчего вездесущая дымка приобрела архитектурную твердость.

ДАВ нам немного времени осмотреться, Ае перешел от слов к делу, сделав приглашающий жест в сторону подиума. Не сговариваясь, мы ткнули пальцем в наши 35АС-212, в электронных конференциях известных как Ы-90. Лицо маори осветилось радостью. "Это лучшее, что у нас есть", - с гордостью сказал он.

ВЕСЬМА довольный эффектом, произведенным этим сногсшибательным заявлением, Ае скрылся в глубине стоек с аппаратурой. Поколдовав немного с подключением колонок, он наконец вынул из коробки обычный компакт-диск. Лоток плейера жадно втянул диск внутрь и из колонок послышался голос Вертинского. Чувство вежливости не позволило нам высказаться о качестве звука, исходящего из одинокой Ы-90. Мы просто молча слушали и не могли понять, зачем нужно было портить замечательную запись.

ДАЛЕЕ рассказывает А. Скобичевский : "Плутовато улыбающийся гид протянул мне очки и зачем-то взял меня под локоть (как оказалось, не напрасно). Открыв глаза, я увидел фантастическое зрелище. Помещение заполняли волны, ураганы и смерчи. Все это буйство жило, двигалось, видоизменялось в полном соответствие с музыкой и голосом великого певца. Ошеломленный услышанным и увиденным, я на мгновение потерял ориентацию в пространстве. Вот тут и пришлась кстати дружеская поддержка нашего спутника. Справившись с приступом головокружения, я окунулся в оранжевые волны пятимерного звукового поля. "Старина Скрябин был бы крепко впечатлен", - подумалось мне."

ОЩУЩЕНИЯ наблюдателя очень сложны. Помимо обычной 3-х мерной картины полей с изменением яркостных градаций, а также слухового бинаурального восприятия становятся заметным и тактильные ощущения перепадов давления. В итоге общая картина выходит за рамки шести измерений.

УЖЕ за чашкой утреннего чая мы все же поинтересовались, чем обусловлен столь странный выбор акустики для демонстрации 5D-Audio Field. "Это изумительные колонки! Благодаря потрясающей нелинейности АЧХ, изобилию призвуков и параметрических колебаний диффузоров, они позволяют с гораздо большим эффектом и детальностью продемонстрировать структуру звуковых полей. В отличие, скажем, от Louther DX-1 или Acoustic Research AR-3, где поле практически равномерно и полностью отсутствуют такие визуальные схемы, как смерчи, торнадо и звуковороты", - поведал Ае Матуцу. "В нашем племени испокон веков использовали веки убитых тригератопсов в ритуальных целях. Это очень тонкая двойная непрозрачная пленка. Маори, для того чтобы она стала прозрачной, вымачивают ее в соке неспелых ягод с мочой. В соке содержатся органические кислоты, которые растворяют соли кальция, а в моче, как известно, - мочевина или карбамид, обеспечивающий дополнительное отбеливание. Его, карбамид, также добавляют в жвачки", - с белозубой улыбкой поведал Ае┘

****ДО Фридриха Вёлера это соединение получали путем выпаривания мочи. Кстати, Вёлер первым получил в чистом виде многие вещества: алюминий, бор, бериллий, иттрий, карбид кремния SiC и карбид кальция CaC2. (прим. переводчиков)

Продолжение следует┘Silicon Hills, май 2002 года

Перевод с новозеландского (быстро, недорого)
Е. Панаев , scobichevsky@mail.ru
А. Скобичевский, panaeff@chat.ru

 
вернуться к New Zealand Stories